«5 причин использовать карточки ПЭКС в беседе с ребенком»

24 марта 2022 г.

«5 причин использовать карточки ПЭКС в беседе с ребенком»

Подготовили:

учитель-логопед: Резчикова А.Н.
учитель-логопед: Юдина Т.В.

ЧАСТЬЕ ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ! Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и ребёнка? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют.   Однако общение это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ребёнок не разговаривает, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?  

 Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как – то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей неговорящих возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию.

Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Многие родители неговорящих детей очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают терапистам вводить их на занятиях, т.к. боятся, что после них дети заленятся говорить словами.

ПЭКС - суррогат общения. Это карточки с названием и изображением какого-нибудь предмета. Предполагается, что неговорящий ребенок обменивает их на нужный предмет.

Давайте услышим мнение профессионалов, с которыми я обсуждала введение ПЭКС у своего ребенка в возрасте 2 года 9 месяцев. Тогда сын знал какие-то отдельные слова, но не мог ничего повторять за логопедом.

Юлия, мать троих нейротипичных детей, игровой логопед центра для нейротипичных детей и детей с аутичными чертами:

- Я против карточек ПЭКС и глобального чтения, и то, и другое - ставит детям такие "потолки", которые мне, как логопеду, трудно будет преодолеть.

Ваш ребенок немного говорит, поэтому лучше без ПЭКС. На переход от ПЭКС к говорению требуется полгода. Не будем тормозить развитие его речи.

Елена, ABA-логопед, преподаватель курсов ABA, мать ребенка с РАС:

- Мой личный опыт: в определенный момент я уже испробовала все средства, поэтому я просто нарисовала на карточке кружок, сказала, что это "Пузыри" и объяснила сыну, как использовать ПЭКС. Сын заговорил через три недели после введения карточек. Это было так неожиданно, что я поначалу думала, что у меня галюцинации.

Я рекомендую вводить такие карточки неговорящим детям с РАС старше 3-х.

Т.к. время поджимало, мы решили ввести карточки ПЭКС в 3 года. Я нафотошопила карточек и начала нерегулярные тренировки за пару месяцев до третьего дня рождения сына. Сын быстро разобрался, что может просить конфеты и колбасу с помощью карточек. Но полностью на карточки мы не перешли. Томатис+море заставили моего ребенка заговорить в возрасте 2 года 11 месяцев. Дальше мы обходились без ПЭКС.

Для чего нужны ПЭКС?

1. Это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной/сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.

2. ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет мультик, или котлету, но не может этого объяснить словами.

3. Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение. Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, - и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.

В тяжелых случаях, когда речи и /или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.

4. Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т.п.

5. Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. Вы также можете описывать ваши инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками.

У терапистов есть настольные карточки: занимаемся, игра, перерыв и пр.

Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используют визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.

Так уж устроен человек: зрительно мы усваиваем от 70% информации, а остальное - другие через органы чувств. Наш психолог, идейный враг ABA, на занятиях сыном иногда применяет на занятиях карточки Планика, чтобы обозначить слова "клеить", "вырезать","раскрашивать".

Как вводить ПЭКС?

Подробный протокол описан в книге "Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)".

Хочу обратить внимание на следующие вещи:

1. ПЭКС - не упражнение на развитие речи, а стиль общения. Т.е. отработанные карточки помещаются в альбом, откуда ребенок их достает, когда хочет что-то попросить. Т.е. родители должны прочитать хотя бы эту книгу, чтобы ребенок мог обобщить этот навык дома.

2. Принимая карточку, родитель или терапист всегда озвучивает слово.

3. Идеальный возраст для введения карточек 3+. Почему так? В возрасте 2,5-3,5 у некоторых детей происходит скачок речевого развития, особенно если ребенок занимается с терапистом или логопедом.

Мифы и заблуждения о ПЕКС (PEKS).

Миф 1. Мы используем картинки, значит, мы используем ПЕКС (PECS).

PECS — это не название каких-то определенных картинок и не синоним использования изображений. Это конкретный способ обучения человека коммуникации с помощью изображений. В рамках этого способа ребенка или взрослого последовательно учат выражать свои желания и потребности, а также комментировать происходящее в окружающем мире. Обучение включает 6 отдельных этапов, а также стратегии для обучения тому, как включать качества предметов (например, цвет и размер) в свой язык.

Миф 2. ПЕЛС (PECS) только для тех, кто совсем не говорит.

PECS может предоставить систему эффективной функциональной коммуникации людям без какой-либо устной речи, но ее также можно использовать для обучения отдельным важным навыкам тех, кто может говорить.

  • Основной акцент в обучении ПЕКС (PECS) делается на том, чтобы научить человека инициировать коммуникацию с другим человеком самостоятельно. Некоторые люди могут говорить, но им сложно понять необходимость социального взаимодействия. Например, они могут говорить в пустой комнате или обращаться к холодильнику. С помощью ПЕКС (PECS) их можно научить социальному подходу.
  • Другие люди могут говорить, но только в том случае, если им задают вопрос или подсказывают, что сейчас нужно что-то сказать. ПЕКС (PECS) может научить таких людей спонтанно инициировать коммуникацию.
  • ПЕКС (PECS) может быть системой альтернативной коммуникации для тех, кто не говорит, либо системой вспомогательной коммуникации для тех, кто может говорить.

Миф 3. PECS только для маленьких детей.

PECS использовалась в разных странах мира для людей в возрасте от 14 месяцев до 85 лет. Хотя процесс обучения может отличаться для людей разного возраста и с разными типами коммуникативных нарушений, PECS может быть эффективной системой функциональной коммуникации для разных возрастных групп.

Миф 4. PECS обучает только просьбам.

Просьбы — это первый навык, которому обучают в рамках PECS, но последний этап протокола обучает комментированию (например, «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»). PECS не сводится только к удовлетворению потребностей и желаний, она также предусматривает обсуждение окружающего мира с другими людьми.

Миф 5. Если ребенок что-то попросил с помощью PECS, то нужно выполнить эту просьбу, и в результате ребенок станет «избалованным».

В протоколе PECS важно выполнять каждую просьбу только во время первого и второго этапа обучения. Это то время, когда ученик должен начать доверять новой системе коммуникации и своим коммуникативным партнерам. Если мы начнем говорить «нет» слишком рано, то ученик может отказаться от попыток коммуникации, потому что согласно его опыту, это не всегда работает.

Однако после того, как ученик достиг мастерства на второй стадии PECS, мы уже уверены, что он будет настойчив в своей коммуникации. После этого уместно научить человека тому, что он всегда может попросить то, что хочет, но иногда ответ на просьбу будет «нет».

МИФ 6. Если мы используем PECS, то эта система помешает человеку начать говорить.

Как и в случае с любой другой системой альтернативной коммуникации, применение PECS повышает вероятность, что человек начнет использовать устную речь.

Было проведено много исследований, посвященных появлению устной речи у пользователей PECS, и результаты указывают на то, что речь может быть прямым результатом применения PECS.

Мы также знаем, что даже если человек не начнет говорить благодаря PECS, то у него будет эффективная система коммуникации с разными людьми из своего окружения.

Миф 7. PECS только для людей с аутизмом.

Изначально PECS была разработана в США в рамках Программы по аутизму Делавера, так что она происходит из области аутизма. Однако с тех пор прошло более 30 лет, и различные исследования показали, что эта система подходит для людей с разными коммуникативными нарушениями. PECS применяется при аутизме, синдроме Дауна, синдроме кошачьего крика, синдроме Ангельмана, задержке психического развития, задержке речевого развития, речевой диспраксии, травмах головного мозга и так далее.

 

Литература:

  1. Лори  Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
  2. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.