«Выстраивание ряда - как способ вызвать речь у ребенка»

2 ноября 2021 г.

«Выстраивание ряда - как способ вызвать речь у ребенка»

«Выстраивание ряда - как способ вызвать речь у ребенка»

Подготовил:
учитель-логопед Резчикова Анна Николаевна

Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними - один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.

Визуально-ритмический ряд способствует:

‒ развитию чувства ритма;

‒ развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;

‒ развитию мелкой моторики;

‒ развитию фонематического слуха;

‒ развитию артикуляционной моторики;

‒ автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;

‒ коррекции слоговой структуры слова;

‒ запуску речи;

‒ развитию связной речи.

ВРР можно использовать на запуске речи, например, ребёнок говорит только первым слогом - сначала учить выкладывать его. Затем произносить звуки/слоги/слова. Можно усложнить моторной программой.

Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (один –один) и сложная (один – два, два – один; три – два, два – три и т. п.). Элементарная последовательность показывает умение ребенка составлять слова первой слоговой структуры. Если ребенок сможет правильно сделать за- данную последовательность, значит, он созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги («по-ка», «Пе-тя»), а также переключать внимание с одного слога на другой. После усвоения структуры 1:1 можно усложнять задания, предо- ставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1.

У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движения. Мы можем подключить это в работе с ВРР. Выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик-ладошка-пальчик-ладошка...). Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У...

Далее мы рассмотри игры и задания, которые могут включать в структуру своих занятия как логопеды, так и воспитатели.

Составляя визуально-ритмический ряд визуальные обозначения могут быть разнообразными. Картинки и предметы можно подбирать с учётомизучаемой в настоящий момент лексической темы. Необходимо развивать понимание, что каждый элемент в ряду зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Визуально-ритмический ряд может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.

Дидактическое пособие «Парковка» состоит из прямой деревянной линейки-прямоугольника разных размеров, разделенной на 10-12 секторов.

Конструкция «Ритмического круга» представляет собой: деревянный круг, разделенный деревянным трафаретом контрастного цвета на 12 сегментов. Диаметр круга 30 см.

Дополнительно используются: камушки «марблс» (большие и маленькие кружки, квадратики, звездочки), разный мелкий конструктор, деревянные фишки с артикуляционной гимнастикой. Также могут применятся любые мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природный материал (шишки, орехи, камни и т.д.).

Использовать визуально-ритмические ряды нужно по усложнению. Так, следует начать с визуального соотнесения и выкладывания рядов, а затем подключения отхлопывания, отстукивания рядов и постепенно усложняя перейти к проговариваю слогов и слов.

Далее мы рассмотрим игры, которые можно включать в структуру занятий как логопед, так и воспитатели.

Дидактическая игра «Воспроизведи заданную последовательность».

Цель: Развитие сенсорной сферы у детей через развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия.

Ребенку предлагается перенести предложенную на карточке (образце) последовательность на игровое поле «Парковки» или «Ритмического круга».

Дидактическая игра  «Продолжи последовательность»

Цель: Развитие сенсорной сферы у детей через развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия.

Ребенку предлагается перенести предложенную на образце последовательность на игровое поле «Парковки» или «Ритмического круга», а потом продолжить ряд согласно представленной закономерности.

Один из приветов использования визуально-ритмического ряда является игра : Хлопай-топай с использованием визуально-ритмических рядов.

Цели: развивать чувство ритма. Развивать слуховое восприятие.Развивать зрительную память. Ориентацию в пространстве.

Хлопать: педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент синего цвета. Увидев два символа синего цвета, ребёнок должен 2 раза хлопнуть в ладоши, три синих символа – 3 раза хлопнуть в ладоши и т.д. Необходимо проявить фантазию, придумывать и рисовать различные ритмические рисунки, сочетая комбинации хлопков: 1 - 2, 2 -1, 1 -3, 2 -3, 3 -1, 3 - 2, 3 -3 и т.д.

Топать:педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент красного цвета. Увидев два красных символа, ребёнок должен 2 раза топнуть ногой, три красных символа - 3 раза топнуть ногой и т.д.

Хлопать - топать: педагог выкладывает визуально-ритмические ряды с использованием символов синего и красного цвета. На каждый цвет ребенок должен вспомнить действие и выполнить его.

Дидактическая игра «Разноцветные дорожки».

Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговой структуры слова, автоматизация и дифференциация звуков.

Ребенку предлагают выложить визуально-ритмический ряд (для этого можно использовать камешки, разноцветные кубиков, пуговицы, карандаши): синий, красный, синий – продолжи ряд. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синий – слог «ва», красный – «ня». «Ва-ня, ва-ня, ва-ня, ва-ня» и т. д. Можно брать и другие слоги: «па-пе», «На-та».

Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:

‒ на прямых слогах (ба, ма, на);
‒ на обратных слогах (от, уп, ам);
‒ на закрытых слогах (мак, кот, бух);
‒ на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.

Все слоги необходимо произносить в замедленном темпе. На следующем этапе отрабатываются слоги со стечениями согласных в следующей последовательности:

‒ открытые и закрытые (гна-анг, мна-амн);
‒ с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба);
‒ цепочки слогов (вна-вно-вну);
‒ слоги со сменой позиции согласного (мно-нмо, нку-кну)

Также, с помощью визуально-ритмических рядов можно выполнять «Артикуляционную гимнастику», для это нужно заранее разложите на круге фишки с упражнениями артикуляционной гимнастики, картинкой вниз. Предложите ребенку узнать, что скрывается под фишками. В направлении слева направо, по одной открывайте фишки и выполняйте упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты.

Второй вариант игры: сложите фишки артикуляционной гимнастики стопочкой. Предложите ребенку украсить круг фишками, а для этого ему необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой̆.

Дидактическая игра «Лексический ряд».

Цель: Обогащение словарного запаса и речевое развитие детей̆ через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия, ориентировку в пространстве.

Педагог заранее говорит ребенку (или не говорит), с какими лексическими темами будем работать, предлагается продолжить (разгадать) логическую последовательность, правильно разложив картинки, игрушки, пуговицы на игровом поле согласно загаданным лексическим группам.

Для занятий по развитию грамоты подойдет дидактическая игра «Составь предложение».

Цель: Развитие языкового анализа и синтеза предложений, речевое развитие детей̆ через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия, ориентировку в пространстве.

Детям предлагается составить предложение по схеме, на заданную тему, по картинке, с заданным звуком; выкладывая фишки произносить предложение (фишка – слово).

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом. Все эти задания с использованиям визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмов воспитанников. Использование данного материала на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов.

Таким образом, развитие ритмических способностей является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей, а включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более увлекательным и результативным.

Дидактическая игра «Украшаем пирог»

Цель: развитие грамматического строя речи, образование относительных прилагательных Правила игры: предложите детям украсить круг различными фигурками (яблоками, грибами, сливами и т. д.) и спросить: «Какой получится пирог с яблоками? Яблочный и т. д.

Дидактическая игра «Кружки и звездочки»

Цель: развивать слуховое внимание и восприятие, ориентировку в пространстве.

Правила игры: заранее говорим ребенку, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слог (слово) с заданным звуком, то ребенок ставит звездочки, если в слове нет заданного звука – кружок. Объяснить, что ячейки заполняются слева направо, по движению часовой стрелки. Примечание: вместо звездочек и кружков можно использовать любые мелкие предметы или фишки. Нужно заранее договорится, какой предмет будет изображать наличие или отсутствие звука.

 

Список используемой литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Спб.: Детство-Пресс, 2009. 48 c.
  2. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М.: ТЦ Сфера, 2019. 32 с.
  3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2019. 56 с.
  4. 8 Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 175с.
  5. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
  6. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1961. 270 с.