Коллективная беседа «Компьютер — это не игрушка»

19 июля 2022 г.

Коллективная беседа «Компьютер — это не игрушка»

Подготовили

учитель-логопед: Резчикова А.Н.

 

Ваш ребенок не может оторваться от компьютера - играет, учится, общается, не отходя от экрана монитора? И вы знаете, что это вредно, но дитя занято, иногда даже с пользой для учебы.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но".

Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером.

Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.

Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.

В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?

Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного - через полчаса, у другого - через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.

Детей от 6-ти до 9-ти лет уже можно обучать работать с информацией. Для начала это лучше делать в игровой форме. Научите ребенка самостоятельно открывать папки и файлы. Объясните ребенку, что с помощью компьютера можно не только играть, но и узнавать много интересных вещей. Сейчас существует огромное количество детских сайтов, где ребенок может играть в развивающие игры и параллельно познавать всемирную паутину. Постепенно научите пользоваться поисковыми системами. Ведь с их помощью малыш, сможет узнавать интересную для себя информацию. А также развивать логическое мышление. Ведь «поисковик» не дает ответов на вопросы, он находит общие слова.

В таком возрасте не стоит оставлять его самого за компьютером, так как он еще не понимает многих вещей.

Не стоит забывать о контроле. Если Вы к такому возрасту научили ребенка контролировать свое время проведения за «чудо машиной» - это замечательно. Но не все дети способны сами себя контролировать. В таком случае можно использовать специальные программы, которые будут напоминать ребенку о времени и при необходимости выключать компьютер.

Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. При чем очень часто – неоценимую. Навыки владения «чудо машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А для того, чтобы «комп» стал верным другом, родителям также необходимо повышать свой навык владения им, чтобы понимать, чем увлечены дети. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.

5 причин ограничить время контакта вашего чада с чудом техники.

Причина 1: влияние на нервную систему

Кроме очевидного вреда для детской психики агрессивных компьютерных игр, онлайновой рекламы, сайтов с недопустимым содержанием есть опасность не столь очевидная, но не меньшая — компьютерная усталость. Дело в том, что любая игра сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Такая концентрация, даже кратковременная, вызывает у ребенка сильное утомление. Кроме того, работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс, а нервное и эмоциональное напряжение, накапливаясь со временем, имеют обыкновение не лучшим образом отражаться не только на поведении, но на любой деятельности, включая учебу.

Срочно начинайте действовать, если вы заметили следующие признаки: ребенок излишне возбужден, он может кричать, подпрыгивать, пританцовывать, громко смеяться, гримасничать, раздражаться по пустякам, однако от компьютера не отходит. Об утомлении также может красноречиво свидетельствовать поза ребенка — он откидывается на спинку стула или ездит на нем.

Заметив это, сократите время нахождения ребенка за компьютером и следите, чтобы работа чередовалась с отдыхом.

Причина 2: ухудшение зрения

Хотя современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопаснее своих предшественников с лучевой трубкой, но и они вредят зрению. Неслучайно сейчас у врачей-офтальмологов появился даже специальный термин: «компьютерный, или зрительный, синдром». Проявляется он следующим образом: становится больно моргать, ухудшается четкость зрения и двоится в глазах, ощущается жжение. Это объясняется просто: на глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком-либо предмете, поэтому им нужен регулярный отдых. К тому же мышцы детских глаз еще не окрепли, поэтому в несколько раз повышается вероятность того, что к совершеннолетию ребенок будет вынужден носить очки.

Необходимо принять меры профилактики: правильно организовать рабочее место. Расстояние до монитора — не менее 40-50 см (это расстояние вытянутой руки), положение монитора должно быть на несколько сантиметров ниже уровня глаз, чтобы ребенок смотрел на монитор сверху вниз, а не наоборот.

Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором.

Монитор должен быть настроен правильно, рекомендуется частота обновления экрана не менее 85 Гц.

Также приучите ребенка регулярно делать упражнения для глаз:

1.Зажмурить глаза на 10 секунд, затем быстро поморгать.

2.Сделать несколько круговых движений глазами.

Причина 3: вред для опорно-двигательного аппарата

Искривление позвоночника — еще одно следствие долгого пребывания за компьютером, если ребенок не сидит на стуле прямо. И даже в чрезвычайно редком случае правильной осанки постоянное сидение — это прежде всего нагрузка на позвоночник, что чревато в недалеком будущем истончением костной ткани и артритом суставов. К тому же находящиеся без движения мышцы тоже слабеют, становятся дряблыми, отсюда — боль в спине и пояснице, начинающиеся уже в детском возрасте.

Чтобы уменьшить вред компьютера для опорно-двигательного аппарата, ваш мальчик или девочка должны периодически отрываться от компьютера: немного походить, а лучше в течение нескольких минут поделать несложные упражнения, например приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи. Также можно производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и разжимать кулаки.

Причина 4: риск аллергии

К сожалению, врачи подтверждают, что заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы за компьютером, имеют в основном аллергический характер. Происходит это потому, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяются в воздух вредные вещества.

Чтобы предотвратить развитие аллергии, как можно чаще делайте влажную уборку в комнате, где стоит компьютер, и проветривайте ее. Для увеличения влажности можно поставить недалеко от стола открытую емкость с водой, например аквариум с рыбками.

Причина 5: боль в руках

Еще один диагноз, который есть шанс заполучить, не расставаясь с компьютером, — это синдром запястного канала, который проявляется сильной болью в кисти правой руки. Данное заболевание сегодня сильно помолодело. Причиной возникновения боли является защемление нерва, проходящего между сухожилиями в запястном канале. Защемление же нерва вызывается постоянной нагрузкой на одни и те же мышцы.

Поэтому научите ребенка держать руки правильно. При работе с клавиатурой угол сгиба руки в локте должен быть прямым (900).

При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края. Стул или кресло должны быть с подлокотниками.