Подготовили:
учитель-дефектолог
Тригобюк Елена Михайловна,
воспитатель
Синявская Татьяна Борисовна
Цель:
1. Формирование эмоций и чувств, сопереживания и пути их становления у дошкольников.
2. Формирование семейных и нравственных традиций.
Задачи:
1. Определение самооценки воспитанников.
2. Выявление причин преобладания негативных и позитивных эмоций у ребенка.
3. Знакомство родителей с методами формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у ребенка.
Материалы: буклеты, интерактивная доска, клубок ниток, цветная бумага, ножницы, клей, ватман.
Ход:
Вступительная игра:
Уважаемые родители! Для более интересной и продуктивной работы предлагаю вам поиграть в игру «Связующая нить»
Ведущий: Предлагаю Вам встать по кругу и передавать клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. При передаче клубка расскажите о том, какой вы родитель.
Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой сделают наше собрание интересным и познавательным.
Ведущий: Отношения родителей и детей играют ведущую роль в становлении психического здоровья ребенка. Эмоции в жизни дошкольника имеют ключевое значение. Они помогают адекватно воспринимать действительность и откликаться на нее. Родительский труд – это необходимость каждый день реагировать ну ту или иную ситуацию, ведь наши дети растут и меняются. Повседневная жизнь насыщена трудностями: «Ты убрал игрушки?», «Поторопись, давай быстрее!» Более 50% обращений родителей к ребенку – это указания и запреты.
Ведущий: Давайте рассмотрим с вами фразы, которые вы часто говорите своим детям и выясним, что же на самом деле они в себе несут (фразы выводим на интерактивную доску, в виде слайда):
1. «Если еще раз увижу».
2. «Я так и знала»
3. «Сколько раз можно вам повторять».
4. «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь».
5. «От вас никогда ничего хорошего не дождешься».
6. «Расскажите, как это было».
7. «А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы?»
8. «Ты что! Разве так можно говорить!»
9. «Меня утомляет громкий крик!»
10. «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты?»
11. «А ну-ка, закрой свой рот!»
(Обсуждение и ответы родителей)
Ведущий: А теперь давайте рассмотрим ответы, которые разработали специалисты в области эмоционального развития ребенка.
Правильные ответы (выводятся на интерактивную доску в виде слайда):
1. Угроза
2. Упрек
3. Нотация
4. Привлечение союзников
5. Отрицательная превосходящая оценка
6. Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстникам
7. Сравнение
8. Прямое порицание
9. Убеждение и разъяснение
10. Прием смены ролей
11. Порицание
(обсуждение и комментарии родителей)
Ведущий: при общении с ребенком советуем вам пользоваться следующими выражениями (фразы выводятся на интерактивную доску в виде слайда):
«Ты у меня самый умный (красивый!»
«Как хорошо, что ты у меня есть!»
«Ты у меня молодец!»
«Я тебя очень люблю!»
«Ты моя опора и помощник!»
«Поплачь, станет легче!»
«Попробуй еще раз и все получится!»
«Люди всегда могут договориться!»
Ведущий: часто ли вы используете их в общении со своими детьми? (рассуждения родителей)
Ведущий: Уважаемые родители, Вам будут предложены очень распространенные ситуации, для начала решите ситуацию привычным для Вас способом, а потом попробуйте ответить ребенку с точки зрения положительных эмоций.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Ситуация 1.
Мама занята важным делом. К ней обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас, я работаю.
- Займись делом: поиграй во что-нибудь.
- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но когда я освобожусь мы обязательно поиграем.
Ситуация 2.
Вы заходите в комнату и видите, что там беспорядок. Вы сердитесь. Ваша реакция?
-Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
-Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
- «Ну и неряха! Опять устроил свалку из игрушек!»
Ситуация 3.
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
-Вечно ты приходишь с улицы как поросенок! В кого ты такой?
-Посмотри, каким чистым приходит с улицы Саша, а ты!
- Как приятно смотреть на тебя, когда ты чистый и опрятный.
Ситуация 4.
Встретившись с подругой, вы разговорились. Ваш ребенок постоянно перебивает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?
-Ты что не видишь я разговариваю!
-Мне трудно разговаривать, когда меня отвлекают!
-Не мешай нам!
Игра: «В лучах родительского солнца»
Цель игры: сплотить родителей и закрепить позитивную атмосферу. Родители обводят контур руки на листе цветной бумаги. В центре ладони родители пишут имя своего ребенка. Вырезанные ладошки приклеиваем на ватман по кругу в виде солнца.
Ведущий: посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам своё тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, безусловно.
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло своё отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании (ответы и обсуждения родителей):
-Человек без воспитания – тело без души.
-Яблоко от яблони далеко не падает.
-Богатство родителям – порча детям.
-К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
-Кто детям потокает, тот потом слезу проливает.
-Когда отец говорит «так», а мать – «сяк», растет ребенок, как сорняк.
-Что учат дома дети, то знают и соседи.
Ведущий: Высказывание С. Соловейчика, по моему мнению, наиболее точно дает нам понять, как правильно и позитивно строить отношения с нашими детьми, сохраняя их любовь и доверие.
«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю». (цитата выводится на интерактивную доску в виде слайда, родители обсуждают и комментируют данное высказывание).
Итог.
Ведущий: у нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу, закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора мне понравилось…»
Литература:
1. Дошкольное воспитание №3/2006 «Умеете ли вы общаться со своим ребенком»; Зверева О. Л. Родительское собрание в ДОУ
2. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка. Семья и школа, №8, 1997.
3. Давыдова Э. Поговори со мной на моем языке. Семья и школа, №10, 1997
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996.
5. Марковская И. М. Практика групповой работы с родителями. Спб.: Институт тренинга, 1997.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение-Владос, 1995. - С. 97-98.
7. Электронный ресурс http://suremkinamarina.umi.ru/testy_dlya_roditelej/test_dlya_roditelej_ya_i_moj_rebenok/