Мастер - класс
«Упражнения для развития подвижности губ»
Подготовил:
учитель-логопед
Юдина Татьяна Владимировна
От слаженности работы нижней челюсти, губ и языка во многом зависит ясность и понятность речи говорящего. Вялые, малоподвижные губы мешают четкому произношению многих свистящих и шипящих согласных. Для выработки полноценных движений губ полезно выполнять специальные упражнения. Они помогут справиться с зажимами, сделать артикуляционный аппарат более свободным и подвижным и обрести мышечную свободу.
1. «Плюёмся пробками»: ребёнок обхватывает пробку губами (не зубами!) и выплёвывает. Кто дальше?
Главное, помните, о соблюдении мер гигиены и безопасности.
2. «Воздушный поцелуй»: целуем мишку, лялю, лисичку и т.д.
Учим ребёнка выполнять более сложные просьбы: давай всех поцелуем по 2 раза, по 3 раза.
Не забываем, что упражнения, где есть напряжение, должны сменяться расслаблением. Можно предложить ребёнку после энергичных упражнений пофыркать губами, с голосом и без. Кстати, это упражнение используется для разогревания всего артикуляционного аппарата в хоре.
3. «Слонёнок пьёт водичку»: сначала пьёт папа, потом – слонёнок.
Как делать: вытянуть вперёд губы («хобот») и «пить» водичку, слегка причмокивая губам.
Можно предложить пить из разных вёдер: сначала слонёнок пьёт из красного ведёрка, потом – из синего и т.д. Происходит тренировка в игре. И пофыркали потом, расслабили губки: фррррр!
4. «Волшебные превращения»:
ребёнок по команде взрослого превращается то в лягушку, то в слонёнка. «Лягушка – слонёнок! Лягушка – слонёнок!» Повторить 5- 6-10 раз.
5. Учим ребёнка дуть.
Без фанатизма. Чтобы не закружилась голова! Можно играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шарики. Эти упражнения развивают артикуляционную моторику и вырабатывают воздушную струю. Это пригодится для правильного произнесения сложных звуков!
6. «Учим маленького волка выть на луну»:
рассказать, что ночью все волки воют на луну, а у одного маленького волчонка не получается выть, потому что он не может вытягивать губы вперёд. Давай его научим выть- вытягиваем губы вперёд и воем: УУУУ! Ой, как страшно! Как настоящий волк!
7. «Слонёнок в цирке».
Слонёнок хочет выступать в цирке, но не может вращать хоботом. Учим его крутить хобот (вращаем вытянутыми губками) сначала в одну сторону, потом – в другую. Потом можно научить слонёнка рисовать хоботом различные геометрические фигуры в воздухе: квадрат, треугольник, круг. А если к движениям губ присоединить сопровождающие движения руками? Будет нейрогимнастика!
8. «Упрямая ворона».
Ворона схватила бумажку и не хочет отпускать (ребёнок держит лист бумаги, картона и т.д. губами (не зубами!), взрослый пытается отобрать у вороны бумагу. Потом можно отнимать линейку, ручку, чайную ложку (всё предварительно помыть).
9. «Расчёска для губ»:
зубами покусать нижнюю губу, потом –верхнюю; «расчесать» зубами верхнюю губу (сверху вниз проводим зубами по губе), «расчесать» нижнюю губу (проводим зубами снизу - вверх по губе).
10. «Поём цепочки звуков»:
И-У, И-У-И, А-У, А-У-А, А-У-И. Можно петь громко, можно произносить вполголоса (это заставляет губы работать ещё активнее). Можно петь медленно, потом попробовать быстрее! Упражнение с двойной пользой: развиваем внимание и память, тренируем подвижность губ, умение переключаться с одной позы на другую.
11. «Упрямый слонёнок и упрямая лягушка»:
упражнения на преодоление сопротивления, т.н. изометрические упражнения. Ребёнок изображает «лягушку» (губы растягиваем в улыбке). Взрослый говорит: «Мне не нужна лягушка! Уходи!» И своими пальцами пытается вернуть губы в и.п., ребёнок сопротивляется, пытаясь сохранить это положение («лягушку»). Аналогично выполняем упражнение «упрямый слонёнок».