Семинар – практикум для родителей.
«Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста».
Подготовила:
Учитель-логопед Купко Н.Е.
Цель: Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с ребенком дошкольного возраста. Обучение приѐмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи:
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у малыша,
-сформировать у родителей представление о значимости развития речевого дыхания у детей;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
-упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и
упражнения для развития речевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Другими словами, речевое дыхание это дыхание в процессе речи.
Какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает»конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.
Параметры правильного ротового выдоха :
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.(показ правильного ротового выдоха)
Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Но самое главное, на что нужно ориентироваться во время игр– это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бѐдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз.
«НАСОСИК»
Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох. Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с» «ПАРОВОЗИК» Едет, едет паровоз Деток в садик он привѐз. Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движениядети приговаривают «чух-чух-чух». Упражнение выполняется 20-30 сек. Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.
«КОРАБЛИК» Ребѐнку предлагается широкая ѐмкость с водой, а в ней - бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребѐнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребѐнку. Пусть он правильно еѐ сдует.
«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребѐнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
«ПУЗЫРЬКИ»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неѐ играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочкасоломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребѐнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«ДУДОЧКА» Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«ФОКУС» Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребѐнка к произнесению звука Р. Вата кладѐтся на кончик носа, ребѐнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«БАБОЧКА»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребѐнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела» «ФУТБОЛ» И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик - это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребѐнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол»
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
• Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
• Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
• Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
• Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
• Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
• Все упражнения выполнять в игровой форме.
• Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке