Мимическая гимнастика для малышей
Подготовила:
Учитель-логопед Монахова Л.Н.
Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?
Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?
Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
Способствует четкости дикции.
Оттачивает артикуляцию.
Расслабляет мышцы лица.
Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).
Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.
Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.
С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.
Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.
Я удивляюсь (поднять брови высоко).
Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;
Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
Начеку. Глаза закрываются поочередно.
Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.
Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.