Родительское собрание на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей».
Подготовила:
учитель-дефектолог
Васина А.Ю.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
Задачи:
Основная часть:
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Я предлагаю вам отгадать загадку:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребѐнка. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое?
Ответы родителей.
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук, то есть разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Как Вы думаете, насколько развитие мелкой моторики рук у ребенка важно, почему же ее так важно развивать?
(Обмен мнениями)
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребѐнка. Начинать работу по развитию мелкой моторики
рук надо с самого раннего детства. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка он происходит по- разному. В начале года рисунки и поделки были не умелые и неловкие, а сейчас вы сами заметили изменения. Это наша общая заслуга. И мне бы хотелось узнать и ваши секреты.
Уважаемые родители! Что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? (Ответы родителей)
Мелкую моторику развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать- высыпать, проталкивать в отверстие, закручивать- откручивать и т.д.
- рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой;
- мозаика;
- расстегивание и застегивание молний, пуговиц и т. д;
- одевание и раздевание игрушек;
- лепка из пластилина и теста;
- перекладывание и пересыпание круп и т. д.
А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
Действительно, работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребѐнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
Учѐные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребѐнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь, иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет освоить речь. В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается
созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работа по развитию мелкой моторики рук должна вестись регулярно.
Уже с младенчества мамы развивают мелкую моторику ручек у ребенка. Каким образом это делают, как вы думаете? (Обсуждение)
На самом деле, это так, мамочки выполняют массаж пальчиков и ладошек малыша, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Потом ребеночек учится держать в руках предметы, изучая при этом мир вокруг себя через тактильные ощущения. Позже малыша обучают знакомым с детства потешкам с движениями. Какие потешки из детства, в которых задействованы ручки, помните Вы? В какие из них Вы играете со своим ребенком? (Родители называют потешки)
По-другому эти потешки с движениями называются пальчиковой гимнастикой. Примеров таких игр очень много. Если интересно можно взять игротеку, которую я для вас подготовила. Такие упражнения стимулируют не только двигательную активность, но и развитие речи. Ребенок учится подражать взрослому, вслушиваться в его речь, понимать еѐ смысл, концентрировать свое внимание. Вместе с тем, сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук. А именно пальчиковая гимнастика про которую мы только что говорили решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, мышление;
- развивает тактильную чувствительность.
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., карандаши, листы для рисования.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их.
Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Мастер-класс для родителей
«Развитие у ребѐнка мелкой моторики рук»
КОНФУЦИЙ: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ"
Сегодня я для вас приготовила несколько игр заданий. Предлагаю вам поиграть в детский сад. Вы дети - я воспитатель.
1 стол
Игры- манипуляции (пальчиковые игры)
В какую пальчиковую игру вы бы хотели поиграть. Ваши предложения.
«Семья».
Гладим каждый пальчик по очереди, начинаем с большого.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья!
Те же движения и слова повторяем с дугой рукой
Игры с прищепками
Возьмите прищепку двумя пальчиками, попробуйте ее снять, а теперь повесить обратно. Проговариваем слова вместе
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Какие молодцы!
А теперь поиграйте с прищепками самостоятельно, а потом мы посмотрим, что у вас получилось.
Упражнения с карандашами.
Возьмите в руки по карандашу, аккуратно, карандашом не машем, чтобы не задеть соседа. Покатаем карандашик между ладонями. Молодцы!
Прокатите карандашик по столу одним пальчиком, теперь двумя…
А теперь помассируем между пальчиками. Берем листочки и обводим наши ладошки.
Игры с пуговицами, бусинами.
Нам надо разобрать пуговицы или бусины по размеру, цвету, количеству дырочек и тд. Во что еще мы можем поиграть с пуговицами? (Составить цветок и тд.)
Молодцы все сегодня старались!
У всех ли все получились? Помощь кому-нибудь нужна?
Уважаемые родители! Не забывайте хвалить ребенка, даже за малейший успех, за незначительное достижение.
И в завершении нашего собрания предлагаю вам поиграть с крупами.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манную крупу и нарисуйте, проведя пальцем по крупе, линию, круг. После этого можно уже рисовать и предметы – волны, солнышко, заборчик, волнистые и прямые линии и т. д.
Манка успокаивающе действует на ребенка и способствует развитию воображения. Вы почувствовали?
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Они также развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Так вот, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с Вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, подготовить детей к письму, способствовать развитию речи. Создать условия для накопления ребѐнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
К сожалению, о проблемах ребѐнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещѐ учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что Вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.