Семинар - практикум
Подготовил:
учитель-логопед
Юдина Татьяна Владимировна
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
- Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.
- Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
- Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
- Оформление места проведения семинара-практикума.
- Подготовка сообщения, презентации, памятки.
Оборудование и материалы:
- Картотека «Пальчиковые игры».
- Пособия для развития мелкой моторики.
- Мультимедийная установка.
- Презентация.
- Памятки для родителей.
План семинара-практикума.
Ход
Учитель - логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотим предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Играем пальчиками – развиваем речь».
Мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в общем развитии детей и речевом развитии. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце,
безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке, органы человека.
Когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…
И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаем вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…и вспомнить.
Вопросы:
- Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите, как?
- Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
- Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
Большую роль в развитии ребёнка играет пальчиковая гимнастика. Она решает множество задач в его развитии:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй при помощи рук.
«Пирожок»
Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)
Даше. хлопок
Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)
Саше. хлопок
Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)
Маше. хлопок
Пирожок слепили, наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку
Паше. хлопок
Ну, а этот пирожок, наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку
Кот Василий уволок. хлопок
«Ёжик»
Ёжик маленький замёрз, (пальцы собраны в замок и выпрямлены)
И в клубок свернулся, («убрать иголки», прижав пальчики)
Солнце ёжика согрело,
Ёжик развернулся. (поднять пальчики)
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках.
Учитель – логопед: Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
«Обезьянки»,
На зеленой на полянке, (растираем ладошки между собой)
Дружно скачут обезьянки. (шевелим пальчиками)
А потом они устали, (шевелим пальчиками)
И а травку все упали. ( сжимаем кисти в кулак)
«Ежиная щекоталка»
Бежит ежик по дорожке, («бежим» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке)
Схватим мы его за ножки. (обхватываем пальчики)
Просит ежик: - Отпусти, (слегка оттягиваем пальчики вверх)
- И меня пощекочи! (ласково щекочем ребеночка)
Игра «Девочки и мальчики»
Озорные пальчики, (быстро «шевелим» пальчиками)
Девочки и мальчики. (собираем пальчики кулачок)
Это раз – у нас Катюша,
У нее весь нос в веснушках. (поднимаем большой палец в вверх)
Это два – у нас Андрюшка,
У него в руках хлопушка. (поднимаем в вверх указательный палец)
Это три – у нас Маришка,
Озорная шалунишка. (поднимаем в вверх средний палец)
А четыре – рыжий Гришка. (поднимаем в вверх безымянный палец)
Ну а пятая малышка,
Это девочка Иришка. (поднимаем в вверх мизинчик)
5. Выставка - презентация пособий для развития мелкой моторики рук.
Учитель – логопед: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; нанизывание бус.
6. Практическое упражнение с родителями.
Учитель – логопед: Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами. Например, со счетными палочками. Нужно выложить из счётных палочек какой-нибудь предмет. (Родители выполняют и рассказывают, что у них получилось)
Учитель – логопед: Оказывается, нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам…
Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.
С детьми мы тоже выполняем такое упражнение, но они выкладывают по образцу или просто собирают палочки в коробочку.
7. Выставка - презентация пособий для развития мелкой моторики рук.(продолжение)
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).
4. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус. Мы предлагаем вам оказать нам помощь и принести в группу пробки от бутылок и пробки с горлышком для изготовления пособий для детей.
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Игры – шнуровки
Учитель – логопед: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (показ). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Игры с бумагой
Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.
Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру — забавного снеговика. Полезное занятие - «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое.
8. Представление опыта(родители)
Учитель – логопед: Я думаю, у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. (Родители делятся опытом).
9. Итог.
Учитель – логопед: Все перечисленные развивающие игры широко применяются в играх с детьми. Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п. Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны. Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО.
Памятки для родителей
Учитель – логопед: Предлагаем вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики. (раздать)
На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, речи и пространственных ориентировок .
10. Рефлексия.
Выберете на столе кирпичик, который Вам больше подойдет и приклейте на домик. Красный – «Я получил(а) много полезной информации о развитии речи и мелкой моторики, буду использовать ее в воспитании своего ребенка»; Желтый – «Было интересно, может быть я чем-то воспользуюсь»; Коричневый – «Бесполезная трата времени, я ничего нового не взял(а) для себя».