11 июля 2023 г.

9 правил общения с неговорящим малышом.

 

Подготовила:

Учитель-логопед Монахова Л.Н.

3-7.jpg

В современное время многие малыши по каким-то причинам не начинают говорить в положенные сроки. Конечно, родители волнуются и хотят помочь своему ребёнку. В этой статье я хотела написать о том, как правильно общаться с неговорящим малышом.

1. Все собственные действия, действия окружающих людей, а также действия самого ребёнка, нужно сопровождать комментариями. Например: «Ваня проснулся. Пойдём в ванную. Нужно умыться» или «Послушай: тук-тук. Папа стучит молотком».

2. Речевые комментарии не должны перегружать малыша, поэтому нужно дозировать речевой материал.

Комментируя действия ребёнка, нужно говорить самое главное, фразы должны быть короткими и чёткими. Например: «Это цветок. На цветке бабочка. Она красивая».

3. Речевые комментарии должны включать в себя различные части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Например: «Вода тёплая. Вода течёт. Потрогай воду. Тепло».

4. Речь, обращённая к ребёнку должна быть эмоционально окрашенной, с меняющейся интонацией и громкостью голоса. Артикуляция должна быть чёткой и даже слегка утрированной. Именно на такую речь будет реагировать кроха. Важно, чтобы ребёнок смотрел на рот взрослого, когда он говорит. Заставлять это делать не нужно, лучше привлечь внимание малыша чем-нибудь ярким. Например, можно надеть большие серьги или накрасить губы яркой помадой.

5. Если у ребёнка нарушено понимание речи, то комментирование нужно подкреплять жестами. Можно также использовать предметы или картинки, чтобы ребёнку было понятней.

Например, если вы хотите, чтобы ребёнок нашёл мяч в корзине с игрушками, то скажите «Найди мяч» и покажите мяч на картинке.

6. Говорить нужно о том, что актуально для малыша. Например, о том, что он ощущает в данный момент: «Это снежинка. Она холодная». Или о том, что делает в этот момент малыш: «Это чашка. Пей из чашки».

7. Нужно также называть чувства и эмоции свои и малыша.

В ответ на плохое поведение ребёнка можно сказать: «Я сержусь» или «Я расстроена». Когда малыш смеётся, комментируем: «Ты рад» или «Тебе весело».

8. Очень важно следить за активностью ребёнка.

Как только вы увидите, что малыш готов повторить или сказать сам что-либо, поощряйте это желание, а сами в этот момент прекращайте говорить.

9. Не запрещайте ребёнку злиться.

К сожалению, агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребёнка. Не нужно запрещать ребёнку злиться, это является естественной реакцией для него. Но необходимо чётко обозначить границы возможного проявления злости.

В момент ярких эмоций (даже негативных) взрослым необходимо следить за своей речью. Дело в том, что речь может появиться даже на фоне отрицательных эмоций, поэтому важно не читать ребёнку нотации, а говорить чётко и понятно.