Тренинговое занятие
Чтобы красиво говорить – надо с пальцами дружить»
Подготовил:
учитель-логопед
Юдина Татьяна Владимировна
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики дошкольников.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
• Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
• Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
• Развивает память ребенка, так как он учится запоминать определенные положение рук и последовательность движений.
• У малыша развивается воображение и фантазия.
• В результате освоение упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
1. Упражнения для кистей рук.
-учат напрягать и расслаблять мышцы;
-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
«Флажки»
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука – опущена вниз, правая рук – поднята вверх.
2.Упражнения для пальцев условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Вилка»
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец при жимает мизинец к ладони.
Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5-10.
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
3. Упражнения для пальцев динамические
-развивают точную координацию движений;
-учат сгибать и разгибать пальцы рук;
-учат противопоставлять большой палец остальным.
«Семья».
Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - это Я.
Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Пальчиковой гимнастикой можно начинать с 6-7 месяцев с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1. поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
2. разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
3. растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, то есть
Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений 2 и 3 групп ребёнка нужно учить:
• катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
• рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
• перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения 1 группы).
После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений 2 и 3 групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.
Начиная заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с 1 группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.