Консультация "Миогимнастика в работе учителя - логопеда"

12 мая 2023 г.

 

Миогимнастика в работе учителя – логопеда

с детьми службы ранней помощи

Подготовил:

учитель – логопед

 первой квалификационной категории,

 специалист службы ранней помощи,

г.Оленегорск

 Юдина Татьяна Владимировна

 

МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.

 

Миогимнастика используется при:

  • зубочелюстные аномалии
  • укорочении подъязычной связки
  • пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
  • нарушении функции дыхания
  • нарушении функции глотания
  • нарушении функции жевания
  • в профилактических целях

 

Значение миогимнастики в логопедической работе:

  • Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
  • Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
  • Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
  • Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.

 

Правила миогимнастики (В.С.Куриленко)

  • Мышцы следует напрягать медленно и плавно;
  • Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
  • Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета;
  • Колличество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 - 20;
  • Упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
  • Использовать на занятиях музыкальный фон.

 

Принципы работы

  • Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом);
  • Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме);
  • Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки);
  • Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года).

 

Формы работы

  • Индивидуальная работа
  • Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек). формируют группы детей по признаку выявленной функциональной патологии:

а) группа детей с нарушением дыхания

б) группа детей с нарушением глотания и жевания

в) группа детей с нарушениями речи

 

Этапы занятия

Вводная часть

  • игровые упражнения для организации внимания детей
  • упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания

Основная часть

  • упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области

 

Заключительная часть

  • дыхательные и игровые упражнения.

 

Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. рекомендуют использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем

 

 

Выводы

Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.

Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.

Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактикии устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.

Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой.

 

 

Развитие круговой мышцы рта.

 

  1. При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
  2. При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
  3. Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
  4. Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю. 
  5. Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
  6. Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

 

Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.

 

  1. При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд  до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
  2. При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
  3. Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.

 

Упражнения, направленные на развитие подвижности

нижней челюсти:
 

  1. Широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
  2. Широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;          
  3. Предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога  в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
  4. Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
  5. Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
  6. Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.