Миогимнастика в работе учителя – логопеда
с детьми службы ранней помощи
Подготовил:
учитель – логопед
первой квалификационной категории,
специалист службы ранней помощи,
г.Оленегорск
Юдина Татьяна Владимировна
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
- зубочелюстные аномалии
- укорочении подъязычной связки
- пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
- нарушении функции дыхания
- нарушении функции глотания
- нарушении функции жевания
- в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
- Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Правила миогимнастики (В.С.Куриленко)
- Мышцы следует напрягать медленно и плавно;
- Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
- Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета;
- Колличество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 - 20;
- Упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
- Использовать на занятиях музыкальный фон.
Принципы работы
- Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом);
- Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме);
- Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки);
- Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года).
Формы работы
- Индивидуальная работа
- Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек). формируют группы детей по признаку выявленной функциональной патологии:
а) группа детей с нарушением дыхания
б) группа детей с нарушением глотания и жевания
в) группа детей с нарушениями речи
Этапы занятия
Вводная часть
- игровые упражнения для организации внимания детей
- упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания
Основная часть
- упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области
Заключительная часть
- дыхательные и игровые упражнения.
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. рекомендуют использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем
Выводы
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактикии устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой.
Развитие круговой мышцы рта.
- При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
- При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
- Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
- Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
- При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
- При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
нижней челюсти:
- Широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
- Широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
- Предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
- Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.