Консультация
«Значение игр и упражнений с мячом».
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Дороничева Марина Сергеевна
Что такое мяч глазами взрослого? Шарообразный предмет, ассоциирующийся с различными спортивными играми.
Попробуем посмотреть на мяч глазами ребенка, впервые его увидевшего. Мяч таит в себе массу нового и неизведанного, открывающего путь к познанию мира. Его форма, цвет, материал и свойства несут для ребенка огромный поток информации.
Мячик круглый, его можно крутить в руках и разглядывать.
Мячик на ощупь шершавый или, наоборот, гладкий.
Мячик тяжелый или легкий, причем независимо от того, большой он или маленький.
Если мячик толкнуть он покатится, если уронить — подпрыгнет.
Мячик можно положить на горку, и он весело съедет с нее, а можно крепко обхватить обеими руками и отнести маме, чтобы поиграть с ней.
Игры с мячом — важнейшая составляющая полноценного детства. Кажущиеся на первый взгляд простыми, они играют огромную роль для физического и интеллектуального развития, тренируют ловкость, координацию, скорость реакции, глазомер, самоконтроль и уверенность в своих силах.
Игры с мячом благоприятно сказываются на здоровье ребенка: улучшается его осанка, зрение, работа легких и сердца. Мяч также имеет социальное значение, поскольку помогает развивать навыки общения и приобретать новых друзей. Ведь чтобы пригласить кого-то к совместной игре, нужно с ним договориться! И, наконец, мяч оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие малыша — игры с мячом приносят огромное удовольствие!
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Итак, начинаем играть в мяч!
С мячиками ребенка можно познакомить с первых месяцев жизни, и они прочно войдут в перечень его любимых игрушек на долгие годы.
Лучше всего приобрести несколько мячиков разных диаметров из резины, ткани, шерсти, надувные шары, а также шарики для тенниса и пинг-понга. Выбирайте мячи так, чтобы они не были слишком тяжелы по массе для возраста малыша, отдавайте предпочтение умеренно ярким, радужным окраскам. И конечно, помните о безопасности: покрытие мяча не должно облезать!
Подросшему малышу, который начинает ползать и ходить, давайте самые разные мячи:
шершавые и гладкие,
мягкие и твердые,
расписанные яркими мотивами, с «колокольчиком» внутри.
Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ
Бросай мяч и ударяй по нему
Цель: учить ребенка управлять свои телом, развитие координации движения рук.
Покажите малышу большой мяч. Дайте ему потрогать мяч, расскажите о том, как можно играть с мячом. Затем покажите ребенку, как можно катать и бросать мяч, ударять по нему.
Начните с простой игры. Сядьте с малышом лицом друг к другу. Покатите мяч по направлению к ребенку. Попросите ребенка покатать мяч обратно к Вам.
Если ребенок не понимает задачи, измените игру. Посадите малышом лицом к стене, а сами сядьте позади него. Обхватите руки ребенка и покатите мяч к стене.
Затем отойдите на расстояние около полутора метров от стены и покажите малышу, как весело бросать мяч: он ударяется о стенку и возвращается обратно.
Скати с горочки
Цель: учить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить.
Вам понадобятся:
любые предметы шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.;
гладильная доска, закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и ловли.
В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком, либо возможно объединение двух детей.
Первый ребенок встает у приподнятого над полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика.
Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в руках пустая коробочка.
Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, дети меняются местами.