Тематическая лекция «Детские конфликты в семье»

9 февраля 2023 г.

Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем чувство ответственности стало чертой характера.

Младший ребенок никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все свое внимание, любовь и заботу. В то же время младший ребенок более самоуверен и оптимистичен, так как не испытал «свержения с престола», как старший. Старший ребенок более зависим от матери, чем младший.

Родителям важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего и старшего ребенка. Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему или среднему ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него упрямства. Порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспитания детей:

  • Матери по отношению к старшим детям больше склонны к резкой смене стиля и приемов воспитания.
  • Родители больше склонны к колебаниям в воспитании старших мальчиков.
  • Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.
  • В  отношении младших дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано, а родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.
  • При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.   
  • Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.
  • У старших детей матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может негативно отразиться на воспитании старших мальчиков. В крайнем варианте такого воспитания старшие мальчики оказываются в ситуации эмоционального отвержения, постоянно чувствуя себя не любимым, «не таким, как хочет мама», «не  нужным».
  • Родители более строги со старшими детьми, при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей. К старшим мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований.

Отношения между родителями

также зависят от количества детей в семье и их пола:

  • Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Вполне вероятно, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.
  • Родители двоих детей менее раздражительны, чем родители единственных детей.
  • В семьях, где воспитываются мальчики, доминирование (главенство) матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки. 

Родители в разной степени пытаются ускорить развитие ребенка. Например, родители старших и младших мальчиков стремятся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психическом здоровье детей. При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей.

Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел, скорее заговорил, скорее научился читать, писать и т. д. Но многие не задумываются о тех последствиях, к которым может привести ускорение развития. 

Наиболее критичным возрастом для возникновения конфликта между детьми в семье является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось от 3 до 5 лет. В этот период  у детей обоих полов обостряется потребность в любви со стороны матери и блокирование этой потребности у старшего ребенка отражается в ревности к младшему, эмоциональной неустойчивости (срывы, истерики, плаксивость). Данное явление называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт).

Факторы сибс-конфликтов:

  1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте старший ребенок зачастую не рисует младшего; в разговорах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п. 
  2. Поступки старшего ребенка оцениваются негативно, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления агрессии, направленной на себя. Например, мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки — страстью к выдергиванию волос. Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители обратили на него внимание (стали водить сына к врачам и беспокоиться о его здоровье). 
  3. Особенностью отношения родителей к старшему ребенку при сибс-конфликте является непостижимая для ребенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня 6 лет разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне: «Я что сделаю, родители говорят: «Ладно, хорошо, Аня». А Яночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: «Ой, молодец, Яночка!» 
  4. Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоционально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и соматически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери. 

Одна из педагогов, которая была старшим ребенком в своей семье, с болью в голосе сказала про себя: «Я вообще никогда не была маленькой. Я в три года, когда родился младший брат, сразу стала большой».

Как реагировать родителям

Взрослым желательно реагировать на детские конфликты спокойно и всегда поддерживать ребенка в поиске решения. Ведь нервная система дошкольника подвижна, а его чувства быстро меняются.

С трехлетками нужно как можно чаще играть вместе, и лучше избегать элементов соперничества, а вместо этого показывать важность сотрудничества, чтобы дети узнали, что у каждого из нас разные потребности и цели.

Четырехлетних детей целесообразно учить работать с различными эмоциональными состояниями. Например, сядьте вместе с малышом перед зеркалом и изображайте радость, грусть, гнев — пусть дети повторяют и называют эти чувства.

Для пяти-шестилетних детей важно взаимодействие со сверстниками, но и конфликты в этом возрасте возникают чаще. Мальчики обычно дерутся и задирают друг друга, девочки выясняют отношения и формируют закрытый круг подруг. Чаще всего дети ссорятся из-за игрушки в ходе свободной игры, или причиной конфликта становится несоблюдение правил в командных играх.

В этом возрасте важно обеспечить детям как можно больше физических упражнений на свежем воздухе. Перед сеансом спортивной игры полезно напомнить всем правила. Если ситуация обостряется, нужно позволить детям решать вопрос самостоятельно — до тех пор, пока дело не дойдет до открытой агрессии.

Если перепалка все-таки произошла, необходимо разрешить ее таким образом, чтобы свести вероятность повторения ситуации к минимуму. В этом помогут пять шагов со стороны взрослых.

  • Научить слушать и понимать. 

       В случае ссоры важно разобраться в первопричине конфликта. Попросите каждого участника спора объяснить свои желания, претензии и переживания. При этом обратите внимание каждого ребенка на слова оппонента, чтобы они смогли понять причины поведения друг друга.

  • Никогда не оставлять конфликт нерешенным. В конфликтной ситуации переключайте внимание малышей, дайте им остыть и только после этого вернитесь к обсуждению проблемы.
  • Взрослый не может быть заинтересованным лицом в конфликте.

        Постарайтесь ни в коем случае не занимать позицию того или иного ребенка — даже если это ваш собственный сын или дочь.

  • Дайте осмыслить происходящее. 

       Задайте вопросы, которые заставят детей понять смысл случившегося. Как можно было избежать спора? Что нужно сделать, чтобы каждый получил желаемое и не обиделся? Как вы будете вести себя в следующий раз в такой ситуации?

  • Научите справляться с яростью. 

       Главное — прийти к компромиссу и наглядно показать, что не бывает неразрешимых ситуаций.

      Дети неизбежно будут переживать взлеты и падения в отношениях с друзьями, по мере того как они растут и меняются. Но если подготовить их к тому, как справляться с конфликтными ситуациями, они смогут преодолевать их и сохранять дружеские отношения.