Подготовила: педагог-психолог
Еремина Галина Александровна
В возрасте от двух до четырёх лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются как со своими сверстниками, так и с родителями, наотрез отказываются выполнять требования взрослых, намеренно нарушают все существующие правила и запреты. Порой кажется, что действия такого ребёнка направлены лишь на то, чтобы вывести из себя всех, кто находится вокруг. Такие дети часто оказываются не в состоянии контролировать своё поведение, бывают мстительны и завистливы. Они очень остро, болезненно реагируют на слова и поступки других людей. Характерно, что агрессивные дети в любой ситуации стараются пустить в ход физическую силу. Причинить бол обидчику (реальному или мнимому). Все проблемы они предпочитают решать с помощью кулаков и зубов.
Подобное поведение небезопасно для самого малыша. Не исключено, что он привыкнет драться и кусаться по любому поводу и даже без него, а это чревато серьёзными проблемами в будущем. Поэтому родители обязательно должны помочь своему ребёнку справиться с повышенной агрессивностью.
Прежде всего, установите для ребёнка определённые непреложные правила, нарушать которые нельзя ни при каких обстоятельствах. Пусть малыш усвоит для себя, что доказывать собственное превосходство и добиваться желаемого с помощью физической силы – это низко и недостойно. Объясните ему, что человек всегда должен искать способ решить проблему мирным путём. И конечно, эти правила должны неукоснительно соблюдаться всеми членами вашей семьи.
В каждом случае проявления агрессии вам придётся напоминать ребёнку об этих правилах. Дело в том, что маленькие дети не умеют управлять своими эмоциями, поэтому на первых порах малышу потребуется ваша помощь. Если ребёнок, например, пытается отобрать игрушку и другого малыша, мягко спросите его: «А ты не забыл о наших правилах?». Можете предложить ему другой выход из конфликтной ситуации. Скажите ребёнку: «Тебе хочется ударить товарища. Но ты ведь знаешь, что этого делать нельзя. Лучше расскажи мне о своих чувствах, и мы вместе что-нибудь придумаем».
Самый эффективный способ отучить малыша драться – это наглядно продемонстрировать ему, что такое поведение невыгодно. Например, если вы увидели, что ваш ребёнок ударил своего товарища, проявите сочувствие к пострадавшему. Отведите малыша в сторону, обнимите, приласкайте. И в то же время не обращайте никакого внимания на обидчика. Драчун обнаружит, что остался абсолютно один, и никто не хочет с ним общаться. Возможно, вам придётся прибегнуть к этому методу несколько раз, прежде чем малыш окончательно усвоит, что агрессивность мешает ему, а не помогает.
Не забывайте о том, что агрессивность может проявляться не только в действиях, но и в словах. Часто бывает так, что один ребёнок с помощью словесной агрессии вызывает на драку другого. В таких случаях следует наказывать невниманием не того, кто первым ударил, а того, кто нанёс оскорбление и спровоцировал драку.
Чаще всего дети понимают, что агрессивность не в их интересах. Они сами хотят исправиться, но не знают, как это сделать. Даже если ребёнок видит, что ему грозит опасность остаться в одиночестве, он всё равно продолжает драться, отбирать у других ребят игрушки, грубо расталкивать их, чтобы вне очереди воспользоваться качелями, и т.д. Ваша задача – научить малыша логически мыслить, критически оценивать собственное поведение. Предложите ему подумать, что может произойти, если он не прекратит так себя вести. Скорее всего, ребёнок ответит что-нибудь вроде «Другие дети перестанут со мной играть». В таком случае спросите малыша, устроит ли его подобное положение дел. Каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили, чтобы с ним дружили, и не сомневайтесь, что он согласится пересмотреть своё поведение. А вы должны дать ему такую возможность. Объясните ребёнку, как бы вы сами поступили, оказавшись на его месте, например: «Вместо того чтобы отбирать у Кати игрушку, я бы вежливо спросила, можно ли мне её взять. А если бы Катя отказала, я бы дождалась, когда она закончит играть».
Если вы видите, что малыш старается исправиться (пусть у него это и не слишком получается), обязательно хвалите его. Отмечайте каждую заслугу ребёнка. Пускай малыш почувствует, что вы действительно довольны его успехами. Причём такие фразы, как «Молодец», «Хороший мальчик (девочка), здесь неуместны. Дайте ребёнку понять, что вас порадовал именно этот конкретный поступок, например: «Мне понравилось, что ты разрешил Серёже поиграть со своим новым совочком. Теперь я знаю, что ты добрый мальчик». Вы можете даже завести специальный дневник, где будете отмечать все успехи малыша.
Литература: