Тематическая выставка «Занимательные игрушки для детей раннего возраста»

4 октября 2022 г.

учитель-дефектолог: Баданина М.Р.

учитель-логопед: Резчикова А.Н.

 

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребёнку.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Многочисленные исследования показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике.

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики: 

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

Классификация игрушек.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких её классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А. Аркину, уже в первой половине 20 столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика»

В своей классификации Е.А. Аркин выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

  1. звуковые игрушки — трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
  2. двигательные игрушки — лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
  3. образные игрушки — изображения животных и куклы;

Однако эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребёнка, так как не раскрывает особенности её развивающего воздействия на психику ребёнка.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребёнка:

  1. игрушки моторно-спортивные — мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
  2. игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребёнок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
  3. творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. – развивает конструкторские способности и изобретательство;
  4. техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. – также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
  5. настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счёта, организуют детский коллектив в играх с правилами;
  6. весёлая игрушка — прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;
  7. музыкальные игрушки — поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией — служат средством развития музыкального слуха;
  8. театральная игрушка — теневой театр, театр игрушек марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты.
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки.
  • В 2-3 года малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение.
  • Ребенок в 5 лет — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Для развития детей младших групп подходят следующие категории игрушек (выставка игрушек):

  • Фигурки животных и героев мультфильмов;
  • Карточки с надписями и рисунками (формирует зрительные образы, помогают ребенку сопоставлять картинку с надписью, которую ему прочитал взрослый);
  • Разноцветные кубики с цифрами и буквами (учит малыша азам грамотности и развивает в нем творческие навыки);
  • Куклы (по профессиям, пупсы-младенцы), коляски, мебель для кукол и все, что связанно с социальной ролью семьи и дома;
  • Машинки разных размеров, автобусы, самолеты, паркинги, гаражи, подъемный кран, строительные машинки.
  • Игрушки забавы: юла, неваляшка, стучалка, каталки, лабринты (серпантинки), "мякиши" на различные темы.
  • Развивающие игрушки: сортеры, пирамидки, мозаики, шнуровки, рыбалки, бизиборды, пазлы крупные, вкладыши больше-меньше, фрукты, овощи и другие. Игрушки с музыкальными эффектами для развития слухового восприятия.
  • Простые конструкторы, деревянные конструкторы по сказкам.
  • Сюжетно-ролевые игрушки на различные темы: магазин, больница, парикмахерская (муляжи продуктов, бытовой техники)
  • Уголок ряжения с самыми простыми и узнаваемыми костюмами (профессии - повар, врач, водитель, строитель)
  • Уголок театра: наборы кукол на руку по сказкам, пальчиковый театр.
  • Комплект для игры на улице: совки, лопатки, грабли по росту, песочные наборы, ведра, формочки, лейки, песочные мельницы, скакалки, мячи, уличные большие каталки в виде животных и автомобилей.
  • Комплект для подвижных и спортивных игр: обруч, обруч плоский, мячи различных размеров, кегли, массажное оборудование (ладошки, тропинки, кочки), конусы с отверстиями и гимнастические палки.

Для общего развития

Мобили и подвески. Новорожденному необходимо учиться фокусировать зрение на предметах. Именно поэтому над кроватками вешают различные игрушки — мобили.
Бизиборд. Помогает малышам учится бытовым навыкам: расстегивать замки, шнуровать ботинки, включать свет.
Пирамидки. Остаются актуальными для детей от рождения до 3 лет.
Кубики. Бывают мягкие, деревянные, кубики-пазлы, интерактивные кубики и сортеры.
Стучалки, молоточки. Стучалка  может быть в виде молоточка, который издает звуки при ударе. Или идти в наборе с  деревянными «гвоздями», которые вбиваются малышом в специальную досточку.
Сортер. Эта игрушка учит ребенка сортировать предметы по форме и цвету.
Напольный пазл-коврик. Все детали пазла мягкие и крупные, собираются в яркую картинку.
Бассейн с шариками. Летом в него можно налить воды и использовать как обычный бассейн.
Шнуровка. Развивающая игрушка в виде доски со шнурками. Так ребенок будет тренировать пальчики и научится завязывать ботинки.

Для спортивных навыков

Ходунки. В годик ребенок начинает учиться ходить самостоятельно. И увереннее это получится с помощью интересной игрушки, которая послужит еще и дополнительной опорой для годовасика.
Толокар. Это большая машинка, на которой можно кататься верхом. Очень популярна среди малышей и долго будет одной из самых любимых игрушек.
Прыгун. Большой резиновый мяч или фигурка животного, на котором  может скакать ребенок. Часто прыгуны делают в виде резиновых лошадок.
Качели.  Простые качели — это великолепный тренажер. Они развивают вестибулярный аппарат, помогают с координацией движений.
Самокат. Для детей до 3 лет лучше выбирать трехколесные модели. Для ребятишек до 2 лет есть самокаты со съемным сиденьем.
Велосипед с ручкой для родителей. Удобная замена коляски для подросшего малыша.
Велосипед. До 2 лет лучше дарить трехколесные модели. Если ребенок уверенно катается, в 3 года можно купить двухколесный велосипед с дополнительными подпорками.

Беговел. Выглядит как двухколесный велосипед, но без педалей.

Электромобиль. Дорогая, но очень интересная игрушка. Существуют  электромобили, которыми управляют дети,  нажимая на педали, другие управляются с пульта  родителями. Есть модели с комбинированным управлением (педали + пульт).
Спортивный комплекс. В 3 года можно купить спортивный уголок для физических упражнений. Дополните его матами, чтобы избежать ушибов при падениях.
Санки. Отличное решение для прогулок в зимнюю пору. Покупайте с защитой от ветра и снега.
Качалка. Это не просто игрушка, на которой можно качаться. Это своеобразный тренажер для координации.
Игровая палатка или домик. Будет долго востребована, потому что всем детям нравится иметь свой потайной уголок.
Игра рыбалка. Поможет развить ловкость. Ведь поймать рыбку на удочку не так-то просто!
Для творчества

Магнитный театр. Это набор магнитных фигурок из разных сказок. Используйте холодильник для наклейки магнитов и расскажите дочке волшебную историю. В комплекте предусмотрен и сам текст сказок.
Раскраски. Любимое занятие малышей. Выбирайте раскраски с толстыми контурами. Так ребенку будет легче учиться раскрашивать.
Кинетический песок. Еще один современный материал для лепки. Можно устроить домашнюю песочницу.
Музыкальные игрушки. Барабан, ксилофон, синтезатор понравятся любому малышу, главное чтобы выдержали нервы у родителей!

Пальчиковые краски. Такое рисование развивает моторику ребенка и творческое начало.
Пальчиковые раскраски. Это обучающие книжки, в которых нужно рисовать пальчиковыми красками.
Коврик-раскраска. Это небольшой коврик (примерно 50х30 см) из нескользящего материала. На нем уже нарисованы картинки, которые нужно раскрасить. Для этого подойдут карандаши, фломастеры или пластилин.
Чудо-чемоданчик. Это набор из магнитной доски, маркеров и цветных магнитиков. На доске можно создать множество ярких картинок, параллельно развивая воображение и моторику ребенка.
Мольберт для рисования. Его часто делают двухсторонним. На одной — можно рисовать мелом, оборотная сторона предназначена для магнитов (например, магнитного алфавита или цифр).
Мыльные пузыри. Это не просто баночка с мыльным раствором. Существуют целые механические установки по пусканию пузырей! Дуть не надо, просто нажать на кнопку. Да и сами пузыри можно купить не обычные, а не лопающиеся или «прыгучие».
Синтезатор. Понравится юному композитору.  Игрушка учит принципам работы музыкальных инструментов.
Микрофон. Своеобразное детское караоке. Микрофон издает мелодии, под которые можно петь.
Тесто для лепки. Натуральный состав: вода, соль и мука. Фигуры из теста можно запечь в духовке и, когда они затвердеют, раскрасить.

Игрушки для девочек

Каталка. Классическая детская забава, проверенная поколениями.  Это может быть игрушка на палке, чтобы катать перед собой или машинка, чтобы катать за веревочку.
Куклы. Нестареющий хит для девочек любого возраста. Посмотрите каталог кукол и выберите подходящую вашему ребенку.
Детская кухня и посуда для кукол. Маленькая девочка, повторяя за мамой, с удовольствием будет играть на своей собственной кухне!
Пупс. Современные куклы имеют много аксессуаров. Это одежда, сумочки, расчёски, заколки для волос.
Коляска для куклы. В первую очередь такая игрушка будет восприниматься маленькой девочкой, как каталка. В ней можно возить всех игрушечных друзей.
Игровой набор «Салон красоты». Это туалетный столик с большим зеркалом и комодом. Некоторые зеркала интерактивные: говорят стишки и мигают огоньками.
Игровой набор «Магазин». Можно учиться не только счету, но и социальным навыкам.
Набор доктора. Играя в «больничку» с игрушками дети проще относятся к посещению педиатра.

Игрушки для мальчиков

Игрушки из серии Щенячий патруль. Щенки-спасатели любимые герои не только мальчиков, но и девочек. Можно купить отдельные фигурки и большие наборы для игр.
Гибкий трек. Трассу для машинок нужно собирать из нескольких десятков деталей, и она может быть той формы, какой захочет мальчик.
Тоботы. Трансформеры, созданные по мотивам одноименного мультфильма. Каждая фигурка трансформируется в машину, которая может издавать звуки и мигать.
Трансформер Бамблби. Популярный трансформер не только превращается в машину, но и умеет петь и даже танцевать.
Трансформеры и машинки Робокар Поли. Симпатичные и полезные машинки-трансформеры: скорая помощь, пожарная и полицейская машины.
Железная дорога. Любимая игра мальчиков и девочек.  Есть большие наборы, которые увлекут даже взрослых.
Спецтехника. Пожарная и полицейская машины или «скорая помощь» наверняка вызовут интерес у мальчика. Особенно если у игрушки будут светиться фары или выдвигаться спасательная лестница.
Парковка или гараж. Обычно в наборе идут маленькие машинки, которые нужно спустить с верхнего яруса парковки вниз по крутой горке.

Для умственного развития

Книжки-игрушки. Они «разговаривают» при нажатии на кнопку. Такая игрушка пользуется популярностью у малышей и приучает к книгам.
Классические детские книги. Сказка на ночь — одно из самых приятных событий дня.
Рамки – вкладыши. Вид детского пазла, помогает ребенку выучить названия животных и предметов
Мягкий конструктор. Создан из мягкого полимера, как прорезыватели для детских зубов. Такие конструкторы можно даже грызть.
MEGA BLOKS. Конструктор придуман специально для малышей. В наборах крупные блоки, которые удобно брать маленькому ребенку. 
Пазл для малышей. Обучающая игра поможет малышу развить моторику рук и логическое мышление.
Мозаика для малышей. Как и конструктор, мозаика развивает умственные способности ребенка. Под руководством взрослых эта игра превратиться в любимое занятие.

Литература

1. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Игры с детьми раннего возраста: методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2008.

2. Интернет-ресурсы: alatoys-market.ru, https://gidgood.ru/

3. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.