Подготовил:
инструктор по физической культуре: Дороничева М.С.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Но далеко не все понимают, как движение важно для формирования физического и психического здоровья растущего организма. Ученые давно доказали, что ограничение активности в период раннего детства может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка.
Зачастую на улице, в общественном транспорте в гостях, мы часто слышим, как взрослые обращаются к своим детям со словами: «Не прыгай. Не бегай. Не крутись». Тем самым пытаясь ограничить двигательную активность детей. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случаем рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем-просмотром телепередач, компьютерными играми. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряжённого рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребёнок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтением и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречаются очень редко. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Ежедневные физические упражнения полезны в любом возрасте, потому что они:
· увеличивают силу и тонус мышц;
· помогают сжигать лишние калории;
· улучшают самочувствие;
· стимулируют кровообращение в мышцах и органах и таким образом, улучшают работу организма;
· улучшают осанку;
· помогают сосредотачиваться, повышают быстроту реакции;
· помогают справиться со стрессом;
· увеличивают запас энергии;
· улучшают сон;
· придают хорошую физическую форму, что повышает самооценку и придает уверенность в своих силах.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Активность должна исходить и от самих родителей. Ведь пример и поощрение со стороны родителей являются главным в жизни ребёнка. Только говорить о значимости здоровья – это мало, детям необходимо не только объяснять значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым.
Совместная утренняя гимнастика – что может быть лучше. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях свода стопы и формирования осанки. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т. п.
Прогулка имеет особое оздоровительное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью. Чтобы ребенок охотно гулял, прогулку надо делать интересной. Для этого хороши подвижные игры. Они не только укрепляют здоровье, но и расширяют и углубляют представления детей об окружающей действительности, развивают внимание, память, наблюдательность. Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными, развивающими различные движения: одни с бегом, другие с прыжками, третьи с метанием, ловлей, бросанием мяча и т. д. Также сделать прогулку веселой помогут игрушки. Для детей 5-6 лет рекомендуются игры с мячом, обручем, скакалкой (через нее можно не только прыгать, она может быть вожжами в игре в «лошадку», кеглями. Дети с удовольствием ездят на велосипеде. Старшие дошкольники (6-7 лет) с увлечением играют в кегли, бадминтон, в футбол.
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.
В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
Семейный кодекс здоровья:
· Каждый день начинаем с зарядки.
· Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
· Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
· В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
· Лифт – враг наш.
· Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
· При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй)
· Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
· Ничего не жевать, сидя у телевизора!
· В отпуск и выходные – только вместе.
Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть наши дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все! Движение – это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.