Подготовили:
инструктор по физ. к. Дороничева М.С.
учитель-логопед Юдина Т.В.
Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. В современных квартирах возможности для игры в мяч очень ограничены, но всё же родителям можно предложитьнесколько игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в условиях помещения, используя всё, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, верёвки, мячи разной величины и т.п.
Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность.
Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задаёт ритм выполнения упражнения.
«Поиграем с солнышком»
Ребёнок сидит на полу, ноги врозь. Взрослый с мячом (в этой игре желательно использовать мяч жёлтого цвета) располагается напротив на расстоянии 0,6-1,0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия:
Солнышко жёлтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке),
Солнышко тёплое (вокруг себя по полу)
По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребёнку),
К Мише (имя ребёнка) в гости прикатилось.
(Ребёнок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками к взрослому).
«Мяч в кругу»
В этой игре можно объединить нескольких детей или попросить других членов семьи поиграть с вами.
Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Взрослый даёт одному из участников игры мяч-Колобок и читает стихотворение:
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе взрослого («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребёнку, которого назвали по имени, и т.д.
«Прокати и догони»
Ребёнок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом:
Наш весёлый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)
Мы покатим далеко (смотрит, куда он покатился),
А теперь его догоним. (бежит за мячом, догоняет его.)
Это сделать нам легко! (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)
«Сбей кегли»
Цель - Развивать элементарные навыки попадания в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении)
Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, можно пустые пластиковые бутылочки от («растишки» или «имунеле»).
Взрослый ставит 2-3 кегли на расстоянии 1-1.5м. и дает ребенку большой мяч. Ребенок, присев на корточки в обозначенное место прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.
СОВЕТ: Хвалите ребенка, даже если он не попадает в цель. Отметьте кусочками пластыря, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.
«Мяч в туннель»
Цель - Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.
Взрослый сдвигает 1-2 табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуреткой), отталкивая его двумя руками. Диаметр мяча не должен быть половины расстояния между ножками табуретки.
СОВЕТ: Мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Хвалите ребенка, даже если он не попадет в туннель.
Как организовать игры с мячом в семье?
Во – первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми.
Во – вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша.
В – третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких пандусах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям.
Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к её использованию.