28 сентября 2021 г.

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к своему дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?

Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.

 - Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление. Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи. Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.

     -       К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.

      -      На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений.  Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.

     -       На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

     Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5-ти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

0 - 1 года 1 - 2 года 2 - 3 года 3 - 4 года 5 - 6 лет
А, У, И, П, Б М О, Н, Т', Д', Т, Д, К, Г, Х, В, Ф Й, Л', Э, С' Ы, С, З, Ц  
      Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р'

 

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду!!!

Уважаемые родители! К школьному возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.

     !!!Начиная с 3-х лет, необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Но если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, то к логопеду лучше обратиться в любое время, не дожидаясь трех лет!!!

К логопеду нужно обратиться обязательно:

  • Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет;
  • Если ребенок к 1 году не может выполнить простейшие просьбы (покажи мишку, принеси зайку и т.д.);
  • Если в 2-2,5 года малыш практически не имеет понятных слов, а говорит на «своем» языке, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы (принеси зайку из комнаты и дай папе);
  • Если ребенок в 1,5–3 года все понимает, а говорить «не хочет», общается жестами;
  • Если в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки и не может рассказать ни одного стихотворения;
  • Если ребенок 4-5-ти лет смягчает все звуки – это может быть серьезное речевое нарушение;
  • Если ребенок «картавит», «гнусавит», «шепелявит», искажает звуки – обращайтесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков (искажение звуков – это всегда речевое нарушение);
  • Если ребенку больше 6-ти лет, а он не запоминает стихи и не может пересказать текст, а также нарушает структуру слов;
  • Если ребенок заикается (повторяет первые звуки, слоги, слова; разрывает слова паузой на слоги, звуки);
  • Если у ребенка возникли проблемы с письмом и чтением текста.

Кроме того, к логопеду стоит обратиться также в следующих случаях:

  • Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу: ребенку трудно жевать  мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.
  • Трудно воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.
  • Ребенок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.
  • Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.