Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к своему дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.
Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?
Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.
- Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление. Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи. Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.
- К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.
- На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.
- На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5-ти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
0 - 1 года | 1 - 2 года | 2 - 3 года | 3 - 4 года | 5 - 6 лет |
А, У, И, П, Б М | О, Н, Т', Д', Т, Д, К, Г, Х, В, Ф | Й, Л', Э, С' | Ы, С, З, Ц | |
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р' |
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду!!!
Уважаемые родители! К школьному возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.
!!!Начиная с 3-х лет, необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Но если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, то к логопеду лучше обратиться в любое время, не дожидаясь трех лет!!!
К логопеду нужно обратиться обязательно:
Кроме того, к логопеду стоит обратиться также в следующих случаях: