О проведении обучающего семинара для специалистов служб ранней помощи Мурманской области
Согласно данным федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации проживает 12 111 тыс. человек с инвалидностью, из них 651 тыс. (5,4%) – дети, и 1 127, 9 тыс. (9,3%) – инвалиды с детства. В числе детей инвалидов и инвалидов с детства более половины имеют нарушения психических и психофизических функций, значительная часть из которых это люди с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР). В настоящее время наблюдается увеличение детей данной нозологической группы, в том числе и в Мурманской области. По данным статистической базы областного Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования в образовательных организациях находится 143 ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, из них в дошкольных организациях – 72 (50,5%), в условиях служб ранней помощи – 11 (15,2% от общего числа детей дошкольного возраста).
Практический опыт работы с детьми с ТМНР в условиях служб ранней помощи показывает, что правильно организованная дидактическая среда влияет на появление у ребенка возрастных психологических достижений по всем линиям развития (социальное, познавательное, сенсорное). За период сопровождения в условиях служб ранней помощи важно детально обследовать познавательные возможности ребенка и определить наиболее значимые для его развития задачи (направленные на социализацию и овладение коммуникативными умениями).
Одним из важных моментов для специалистов ранней помощи в работе с ребенком является включение его семьи в процесс сопровождения. Педагогическое мастерство заключается в правильном информировании родителей (законных представителей) о ходе развития ребенка, демонстрации его потенциальных возможностей в социализации, а также в обучении некоторым эффективным приемам взаимодействия в разных игровых ситуациях.
В связи с тем, что условия служб ранней помощи и дошкольных образовательных организаций в целом являются неожиданно контрастными по сравнению с домашней средой, во время коррекционно-развивающих занятий следует создавать специальную игровую и сенсорную атмосферу для занятий с детьми. С помощью правильно подобранного диагностического и дидактического материала важно расположить к себе не только ребенка (с учетом его возможностей и специфических потребностей), но и родителей (законных представителей). Инструментами предоставления услуг в сфере образования являются программы реабилитации и абилитации, индивидуальная программа ранней помощи и специальная индивидуальная программа развития (для обучающихся).
В соответствии с планом мероприятий Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области с целью повышения профессиональной компетентности специалистов служб ранней помощи по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ТМНР 29.04.2022г. состоялся семинар-практикум «Технологии сопровождения детей раннего возраста с ТМНР в условиях Служб ранней помощи. Из опыта работы».
В семинаре-практикуме приняли участие специалисты 15 Служб ранней помощи, а именно 27 педагогических работников из числа учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов и др. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы актуальности работы с семьями, имеющими детей раннего возраста с ТМНР, представлена подробная психолого-педагогическая характеристика детей данной целевой категории.
Практический опыт комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ТМНР представили специалисты службы ранней помощи МАДОУ № 5 «Теремок» г.Ковдор.
Аксана Львовна Чепенко, заведующая МАДОУ №5 «Теремок» г.Ковдор представила службу ранней помощи Ковдорского района и познакомила с особенностями работы с детьми в программах ранней помощи, с условиями создания специальной среды для жизни и развития таких детей в естественных жизненных ситуациях.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения МАДОУ № 5 «Теремок» г.Ковдора - Лариса Юрьевна Иорх, педагог-психолог, Инна Владимировна Васильева, учитель-дефектолог, Алена Евгеньевна Баитова, учитель-логопед, раскрыли в своем выступлении вопросы организации процесса игровой деятельности с детьми данной категории, приемы оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Наглядно представили комплексную профильную организацию коррекционно – развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения в развитии в условиях сенсорно-динамической комнаты.
Участниками семинара отмечена актуальность и практическая значимость семинара. По итогам мероприятия участники семинара были обеспечены информационно-методической продукцией в виде буклетов, памяток по работе с детьми с ТМНР в условиях СРП.